Архив номеров

РУССКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НРАВСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ МИХАИЛА ЯРОСЛАВИЧА ТВЕРСКОГО

Недавно мы праздновали 730-летний юбилей со дня рождения святого благоверного князя Михаила Тверского. Как и любая круглая дата, это событие дает повод вспомнить прошлое, подвести итоги и подумать о будущем.       
      Читая летопись того времени, невольно замечаем, что, когда сходились князья рассуждать об общем деле или решать распри и споры частных владений, посредником между ними являлся князь Тверской. Христианское настроение мыслей благоверного Михаила и его миролюбивый характер делали его зачинателем мира между князьями. А ум и светлый взгляд на вещи, прямота и твердость, решительность и неустрашимость, готовность встать за правду внушали прочим князьям уважение к нему. Казалось, все клонилось к тому, чтобы возвысилось и возвеличилось княжество Тверское. Однако князь Михаил стал жертвой хитрых политических интриг князей московских (князя Георгия Даниловича).
      Михаил Тверской не стал победителем в схватке за власть. Но потерпел ли он поражение в жизни? Он проявил в труднейшей жизненной ситуации лучшие свойства христианского характера. Была возможность не ездить в Орду. Но князь едет со словами: "Если я уклонюсь от поездки к хану, то отчина моя будет опустошена, и множество христиан избито, да и сам я не избегну смерти; не лучше ли же ныне положить мне душу за многих". Князь исполнил завет Христов о любви, ибо "нет больше той любви, если кто положит душу свою за други своя".
      Князь принял мученическую смерть в Орде. Мощи его нетленными были доставлены на родину спустя много месяцев. Почитание князя началось вскоре после погребения, хотя канонизирован он был лишь в 1549 году.
      Спустя столетия, в наше время, на высоком подъеме прошли торжества по случаю 730-летия со дня рождения князя. Их участники стали свидетелями того духа патриотизма и сплоченности, радостного воодушевления, который охватил всех. Вот она - практическая польза! В такой атмосфере сплоченности и единства можно сладить с любой напастью.
      
      В условиях жесточайшего противостояния в холодной войне, начатой Западом, это дало нам возможность самостоятельно решить все научно-технические проблемы и на многих направлениях вырваться вперед. Результатом правильной патриотической политики стало то, что, к примеру, наша страна оказалась первопроходцем в космосе. Была ли возможна такая победа, если бы мы, как сегодня, затаив дыхание, смотрели в рот Западу? Ответ очевиден. Мало того, на фундаменте, заложенном в те годы, наша наука вплоть до последнего времени могла сохранять одну из ведущих позиций в мире. Лишь "демократические преобразования" привели к массовой "утечке мозгов" на Запад, к разрушению материальной базы науки. Ведь и в послевоенное время на Западе в потребительском измерении жили лучше нас. Но никому, или почти никому, не приходило в голову бежать с Родины. Ибо было высокое понятие Родины. А теперь для многих, к сожалению, Родина там, где больше корыто. Если оглянуться назад и посмотреть в глаза нашим предшественникам, что они нам скажут? Одобрят ли они, как модно теперь говорить, "наш выбор"?
      Одним из проявлений мудрой и новой по сути государственной политики стало сближение власти и Церкви в годы Великой Отечественной войны. Иногда приходится слышать такой аргумент недобросовестных исследователей, пытающихся мазать одним черным цветом всю советскую историю: мол, Сталин пошел на это сближение по нескольким причинам - с одной стороны, начался процесс освобождения оккупированных земель, где немцы разрешили открытие церквей и монастырей, с другой стороны - якобы давили союзники по антигитлеровской коалиции с целью "освобождения" Церкви из-под гнета "большевистского ига". И еще говорят, что Сталин был просто напуган и пытался использовать Церковь как последнее прибежище паникующей души.
      Все это не соответствует фактам: если говорить о влиянии субъективного фактора, наверное, следует отдать должное личной позиции И.В. Сталина в данном вопросе. По свидетельству митрополита Иоанна (Снычева), политические начетчики не раз обращались к Сталину с предложением созвать пленум ЦК по атеистической работе, поскольку не одобряли реальное усиление роли Церкви в жизни общества. Но Сталин каждый раз спускал дело на тормозах. Так при его жизни этот пленум и не состоялся. Сложилось представление, что Сталин своим авторитетом подавлял всех, в том числе и свое ближайшее окружение. Но так ли было на самом деле? Вспомним хотя бы его слова, обращенные к митрополиту Сергию на памятной встрече 4 сентября 1943 года. Когда беседа закончилась, маршал проводил престарелого митрополита, поддерживая его, подобно иподиакону, под руку, и заметил: "К сожалению, в настоящее время большего я сделать для Церкви не смогу". Отсюда также вытекает и его умение сделать максимум реально возможного, используя те или иные конкретные исторические обстоятельства.
      Не мешало бы нынешним политикам почаще вспоминать историю. Очевидно, что возрождение России, ее силы и могущества, возможно лишь на пути подъема национально-патриотического духа. Нынешнее сближение с Западом перед лицом многочисленных реальных угроз возможно лишь при четкой ориентации на твердое национальное самосознание. Возродить же его и просто, и сложно одновременно. В чем сложность и в чем простота?
      Просто, ибо методы известны: начиная с детского сада и школы, через вузы и одновременно во всех средствах массовой информации показывать нашу подлинную историю, ее лучшие эпизоды, ее героев и гениев, что позволит восстановить национальное достоинство народа. Необходимы новые патриотические фильмы, передачи, компьютерные игры, наконец. Чего уж проще?!
      Сложно, ибо деньги, СМИ и отчасти бразды власти в руках тех сил, которым возрождение сильной России, как кость поперек горла. Что же нам - опустить руки? Так ли поступал святой князь Михаил Тверской? Нет. Он проводил в тяжелейшей обстановке своего времени курс на объединение интересов русских людей. Его дело было продолжено другими. Нам известны пророчества не очень давно от нас живших русских праведников, которые предрекали возрождение сильного российского государства с непоколебимым авторитетом Русской Православной Церкви: и праведного монаха Авеля Прозорливого, и преподобного Серафима Саровского, и праведного Иоанна Кронштадтского, и преподобного Серафима Вырицкого и Лаврентия Черниговского... Им Господь открывал будущее, подобно настоящему. Кто знает, к каким временам относились их прозрения? Доживет ли нынешнее поколение до этих благословенных времен? Одно очевидно, нам надо самим прилагать усилия к тому, чтобы эти времена наступили.

Патриотизм неотделим от Русской Православной Церкви. Убери дух патриотизма из нее - и будет уже не она. Но дух патриотизма в нашей Церкви неистребим. Он в житиях святых, в ее истории, в ее взаимодействии с властью. Дух патриотизма в самом мировосприятии ее архиереев и священников, ее прихожан.
      И Церковь в таком духе осуществляет свое общественное служение, возрождение духовности. Воспитание нравственности, ее нескончаемые молитвы и проповеди служат укреплению русских людей. Наверное, любой служитель Церкви о том мечтает, к тому стремится и по мере сил старается воплотить в жизни. Во время празднования юбилея вспоминали о том, как в 1978 году впервые ныне покойный митрополит Алексий, незадолго до этого переведенный на Калининскую кафедру, служил в день памяти святого благоверного великого князя Михаила Тверского. В храме всего пять прихожан, владыка и не более двух служащих священников. Казалось бы, свой святой, покровитель тверской земли... И находится в таком забвении. С этого времени владыка Алексий старался возродить память о нашем небесном покровителе. Эту линию продолжил владыка Виктор. И ему многое удалось и удается сделать. На прошедшем в конце прошлого года богослужении в день памяти святого в Воскресенском кафедральном соборе присутствовало уже множество прихожан и около 30 священнослужителей.
      Именно для подъема патриотического духа, который неизбежно повлечет за собой любой другой подъем, в том числе и экономический, наш владыка и вместе с ним вся Тверская епархия живут под одним началом, чуждым тлетворного влияния так называемого "демократического духа", всеми силами стремятся к возрождению памяти о Михаиле Тверском. И это ведет нас не к возрождению какого-нибудь местечкового патриотизма, не к "тверскому сепаратизму". Мы вспоминаем князя Михаила не для того, чтобы возродить претензии Твери на звание столичного города, не для того, чтобы противостоять московским - центральным - властям, не для того, чтобы добиться больше какого-то "суверенитета". Мы пытаемся возродить память о нашем святом соотечественнике как патриоте Святой Руси.
      
      В заключение следует сказать вот еще о чем. Приходится иногда слышать из уст политиков такие слова: "Вы, священнослужители, утверждаете, что ситуация в стране изменится к лучшему, если мы обратимся к Церкви. Но ведь мы и так всей душой за Церковь. Уже столько сделали для нее, а кардинального улучшения ситуации все не наблюдается". Может, оно отчасти и так; что-то и впрямь делается, особенно если сравнить с хрущевскими, да и последующими годами. Но не это требуется от политиков для улучшения ситуации. От них ожидается не приветливое отношение к священникам, а христианский подход к делу: политика национально ориентированная, патриотическая, непримиримое отношение к разгулу растления и разврата, служение до самопожертвования интересам ближних. Кстати сказать, это же требуется и от служителей алтаря. Вот тогда ситуация изменится к лучшему. Одних симпатий мало. Нужна патриотическая политика.

Священник Константин ГОЛУБЕВ, кандидат исторических наук, академик Института международных отношений
      г. Нелидово

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru